Что это за профессия? Телережиссер.

главный режиссер-постановщик талант-шоу телеканала СТБ Максим Литвинов

главный режиссер-постановщик талант-шоу телеканала СТБ Максим Литвинов

Рассказывает главный режиссер-постановщик талант-шоу телеканала СТБ Максим Литвинов

Кто такой «телережиссер»?

Телережиссер – это самая интересная в мире профессия. И cложная.

Что входит в задачи телережиссера?

Смотря о каком проекте идет речь. Телережиссура – широкое понятие. Например, артист: может петь, танцевать, сниматься в кино, в сериалах, играть на сцене театра… У режиссуры тоже есть разная специфика. Общая черта, объединяющая всех режиссеров – нужно мыслить картинкой, планировать и управлять. В первую очередь режиссер организовывает работу телекоманды, во вторую – вызывает у зрителя эмоции, заложенные в сценарии. Режиссер, наряду с оператором и автором программы, отвечает за картинку.

В зависимости от проекта у режиссеров есть разные задачи и разные способы их реализации. Телевизионный режиссер может монтировать программу, делать постановочные или репортажные съемки, может работать на ПТС (передвижной телевизионной станции – прим. ред). Если мы говорим о режиссере ПТС, то их в Украине очень мало, главных режиссеров ПТС у нас в стране – около десятка; на СТБ, например, около 200 режиссеров, а режиссеров ПТС – всего 5-6.

Расскажите, какие особенности у разных видов телережиссеров?

Работа режиссера документальной телепрограммы часто связана с репортажными съемками, с провокациями, с моделированием какой-то реальной ситуации. Здесь важно быть быстрым, нужно уметь вовремя сориентироваться, поставить себя на место героя. Иногда даже нужно устраивать настоящую телеохоту за нужным человеком, пользоваться скрытой камерой.

На постановочных проектах немного другая специфика работы. Здесь нужно уметь планировать, работать со светом, цветом, композицией, актером. Здесь не так важна скорость реагирования, не требуются навыки «детектива». Зато работа телережиссера постановочного проекта требует тщательного планирования и знания массы вещей, которые режиссёру-документалисту совершенно не нужны.

Режиссер проекта со звёздами (например, такого как «Х-фактор») совмещает в себе навыки двух предыдущих режиссеров. Нужно уметь поговорить с человеком, хорошо его показать, и обязательно хорошо смонтировать: здесь зачастую, кто снимает, тот и монтирует. А монтаж очень напоминает написание музыки: мажор, минор, быстрый темп, медленный, весёлое настроение, грустное…

Режиссеры ПТС – это самые быстрореагирующие люди, потому что командуют, снимают и монтируют зачастую без предварительной подготовки в прямом эфире, и на принятие решения есть доли секунды.

Где учат на телережиссера?

Раньше в Киеве было только два ВУЗа, которые готовили режиссеров: Инстиут театрального искусства имени И.Карпенко-Карого (сейчас – Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого – прим. ред) и Университет культуры (Киевский национальный университет культуры и искусств – прим. ред). На данный момент в Украине момент существует много институтов, которые готовят специалистов этой профессии.

Если говорить обо мне, то я закончил Карпенко-Карого. Причём поступал уже в довольно зрелом возрасте, в 25 лет, когда осознанно выбрал эту профессию.

Какая самая высокая карьерная ступенка у телережиссера?

Для режиссера ПТС, это, наверное, стать режиссером такого большого форматного проекта, как «Х-фактор» или «Україна має талант». По крайней мере в Украине круче быть не может. Дальнейший рост режиссера ПТС – это только работа за рубежом, съёмки Евровидения и других масштабних событий.

Как выглядит каждодневная работа режиссера ПТС?

Возьмем для примера работу над танцевальным проектом со звездами. Она начинается с большого совещания всей творческой группы, где собираются продюсеры проекта, продюсеры звезд, хореограф-постановщик, оператор-постановщик и т.д. На совещании решается, какой будет образ у каждой звезды, какая хореография и графика, как будут исполнители одеты, будут ли спецэффекты, что будет на телеэкране в тот или иной момент. Режиссер ПТС также участвует в этом обсуждении. Когда все решено, начинается работа. Каждый занимается своим: хореографы ставят танцы, реквизиторы готовят реквизит. После того как подготовительная работа проделана, исполнители первый раз выходят на репетицию на сцену, и это пишется на одну камеру общего плана. Затем кассета попадает ко мне, режиссеру ПТС, и мы вместе с ассистентами начинаем придумывать раскадровку – последовательность работы камер, которые с разных ракурсов и разными планами снимают этот номер. Мы расписываем заранее, какая камера встречает исполнителя, какая снимает его выход на сцену, какой план каким сменяется. Это планирование очень важное, оно длится несколько дней. Ко второй репетиции у нас уже есть полная предварительная раскадровка каждого номера. Потом ещё одна репетиция, ещё одна, и, наконец – генеральная, на которой работает уже вся команда ПТС, а это, например, 11 камер, которые снимают «Х-фактор», из них 2 крана, 2 подвесные дороги, стэдикам и ручная камера. То есть, 6 камер из 11 двигаются, так что сьемка очень динамичная и сложная. Для того, чтобы зритель видел красивую картинку, а не камеры в кадре, нужна масса репетиций и отличная координация действий команды.

Приведу простой пример: один кадр с крана. Есть кран, у него есть стрела, которую вращает специальный человек. Стрела весит полторы тонны и, чтобы ее разогнать или остановить, нужно время. Скорость стрелы зависит от ее длины в данный момент, но кроме длины есть еще высота, и всем этим механизмом управляет один специалист. Второй человек – оператор крана, который вращает «головой» подвешенной камеры, у которой еще имеется трансфокатор, с помощью которого можно «наезжать» на исполнителя. То есть, камера все время то подлетает близко, то отлетает далеко, то подползает впритык. Для того, чтобы эта конструкция вовремя разогналась, камера настроилась, картинка вовремя пошла в эфир, и была снята из эфира, нужны очень скоординированные действия. Все 11 камер снимают одновременно, а на специальном пульте я переключаю эти камеры, одну за другой, решая, с какой из них в данный момент картинка пойдет в эфир. Сложность заключается в том, что все это очень динамично и без права на ошибку, ведь это – прямой эфир, а не запись. Если я нажму не на ту кнопку, зритель увидит совсем не то, что мы планировали, и номер будет, мягко говоря, испорчен. Как минимум, пропадет волшебство. Любой сбой в этой органичной, налаженной работе – это риск сорвать эфир.

Что вам, как режиссеру, больше всего нравится на СТБ?

Я не буду оригинален, если скажу, что телеканал СТБ отличается от других тем, что здесь работает не команда, а семья. Во-первых, тут на самом деле все фанатично любят свое дело, во-вторых мы фанатично любим тех, кого показываем – своих героев, всех до единого. Мы очень любим свою работу и воспринимаем ее не как работу, а как нечто очень личное, что-то, от чего зависит чья-то жизнь и наша жизнь тоже. Этим СТБ и хорош. У нас одни из лучших проектов не благодаря телевизионному режиссеру Максиму Литвинову, а благодаря тому, что каждый участник нашей семьи хорошо делает свое дело. Мы как винтики одной машины: без четкой работы какой-то одной службы, чуда, которое вы видите на своих телеэкранах, не произойдет.

Источник: СТБ

Категорiя: Персони Теги: