Готовы ли украинцы отказаться от российских сериалов

e509f88373a11487ae4cabf6f6c66516

Маркетинг-директор StarLightMedia Орест Билоскурский очень убедительно доказывает, что даже незаменимые российские сериалы можно заменить

В Украине разворачивается дискуссия: российские сериалы – это элемент пропаганды или невинное развлечение. Группа каналов 1+1 выступила с инициативой не показывать сериалы, восхваляющие русских силовиков. Участники рынка не спешат присоединятся к инициативе. Один из аргументов – пострадает украинский зритель, не готовый променять российские сериалы ни на что другое. Так ли это – рассуждает маркетинг-директор StarLightMedia Орест Билоскурский

Потребление телевидения в современном мире это определенная “социальная праздность”: когда зрители не хотят сами думать что им смотреть, а просто выбирают из того что есть. При этом выбор “выключить телевизор, потому что нечего выбрать” встречается крайне редко.

Я не буду рассматривать, почему зритель делает тот или иной выбор, сейчас важно сосредоточиться на том, что он только делает выбор – и больше ничего. В то время как каналам необходимо заполнять 24 часа эфира, зрителю необходимо заполнить 6-6,5 часов своего времени – именно столько люди в среднем ежедневно проводят у телевизора. Кроме того, каким бы большим не был перечень каналов, каждый конкретный зритель постоянно смотрит лишь некоторые из них. Поэтому остановимся для дальнейшего анализа на топ-7 каналов (за 2014 год), которые в сумме собирают на себя около 60 % суммарного просмотра зрителей Украины.

На что обратить внимание, чтобы понять роль и место российского сериального контента в эфире этих каналов? Это не может быть рейтинг, потому что он учитывает размещении в эфире и не позволяет сравнить зрительские предпочтения как таковые – другими словами, невозможно сравнить силу выбора в 20:00, скажем, для одного сериала, и в час ночи для другого. Не подойдет для анализа и показатель доли аудитории.

Остановимся на показателе суммарного удельного просмотра – сколько всего времени все зрители посмотрели тот или иной продукт. Это позволяет реально оценить, что на самом деле смотрят украинцы.

Допустим, все слышали о высоких рейтингах боев Кличко. У него может быть рейтинг 30% – но это максимум один час трансляции – итого будет 30 рейтингов в час. А может быть 100 часовых серий сериала с рейтингом 1%, которые суммарно дают 100 рейтингов – в 3,3 раза больше, чем реальный просмотр боя Кличко. Потому чтобы понять роль и место российских сериалов в повседневной жизни украинца, надо оперировать именно этим показателем – сумма рейтингов – часов смотрения.

Рассмотрим динамику предложения сериалов за период 2005-2013 гг:

f63c32e3e6fc17cf9f4094ec62f10219

В 2013 году доля сериалов на топ-7 каналах достигла максимума. Мы видим, что сериальная “игла” привлекла до 27% всего телесмотрения (расчет по каждому году за период 1-4 месяца). И за последние годы сериалы занимали все больше и больше времени в ТВ-досуге украинцев.

Если же говорить о времени, которое занимают сериалы в эфире, то ситуация выглядит так:

12590ed65f98bad18426da7179a03b43

Что интересно: предложение выросло с 3923 (за 4 месяца 2008 года) до 7578 часов в 2014 году. Это рост в 1,93 раза. В то же время рост реального вклада в смотрение практически не изменился – с 22,8 % до 23,42 %.

То есть, при повальном увеличении объемов сериальных предложений, время, которое люди отводят на их просмотр от общего времени просмотра ТВ, не меняется. Можно смело предположить, что в целом спрос на сериалы сейчас среди украинцев составляет 22%. Однако, как отмечалось в начале, мы имеем дело не с чистым спросом – а со спросом, обусловленным социальной праздностью – когда зритель выбирает только из того, что ему предлагают.

Большинство сериалов, которые транслируют украинские каналы, – российские. Вот данные мониторинга Коммуникационного Альянса с 2008 года. Из этих данных субъективно можно выделить три группы: Иностранные сериалы, Российские сериалы и сериалы, которые могут идентифицироваться как продукт местного производства (производства Film.ua, StarMedia, Студии Квартал 95 и т.д.). Последняя категория идентифицируется не полностью.

Структура сериального потребления по типу производства на Топ -7 каналах:

69adf6ee25ca4854ef6bbce115fe646e

Доля иностранных сериалов за 2012-2014 годы выросла и стабилизировалась на уровне 10 %. При этом потребление российского контента почти не изменилось.

А вот пропорции этого же продукта, но не по популярности среди зрителей, а по объему трансляции – просто доля от суммарного времени, которое сериалы занимают в эфире:

a744e26be5f35b66a5e137f14163d436

Придирчиво взглянув на два графика, можно увидеть связь: потребление иностранного сериального продукта растет, в то время как его объемы (время трансляции) уменьшаются.

То есть зритель уже давно готов потреблять не только российский сериальный продукт. Нужно лишь чтобы ему было из чего выбирать.

В качестве бонуса – списки иностранных и российских сериалов, которые украинцы смотрели больше всего.

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Орест Белоскурский
маркетинг-директор группы каналов StarLightMedia

Источник: liga.net

Категорiя: Медіааналітика